Саратовская мечта о «крыльях»: история начала авиации в городе на Волге

Человек никогда не стремился оставаться исключительно на земле. Его всегда привлекало небо. Люди жили своими «крылатыми мечтами» и думали о том, как однажды покорят небо. Помимо чисто романтических устремлений, реализация мечты имела практическое значение: необходимость экономии времени требовала транспортировки людей и грузов по воздуху – беспрепятственно и в максимально короткие сроки, а военные командиры грезили о применении летательных аппаратов для реализации боевых задач.

Интересно, что именно наш город и его жители сыграли не последнюю роль в освоении воздушного пространства. Не секрет, что традиционно считается, что именно братья Райт стали пионерами в небе, совершив первый полет на самолете с двигателем. Произошло это значимое для авиации событие в 1903 году. В Россию интерес к авиации пришел пять лет спустя – в европеизированный Санкт-Петербург, где был открыт авиационный клуб. После этого мода на такие заведения распространилась по всей России. Среди самых передовых в этом отношении городов стал Саратов.

 

Авиация по-саратовски

В Саратове там, где раньше был слышен только топот копыт, то есть на ипподроме, – и был организован первый аэродром. Фактическое его расположение, также как и местного аэроклуба, считается нынешний стадион «Локомотив». Первый полет состоялся в сентябре в 1910 года и совершил его летчик из Санкт-Петербурга Александр Васильев. Он управлял самолетом под названием «Блерио», который легко было использовать именно для демонстрационных полетов при наличии определенных пилотажных навыков. И у Васильева они были.

Этот день первого полета в саратовском небе запомнился надолго местным жителям, заполонивших не только все тротуары, газоны и балконы домов города, но и крыши зданий и деревья. Когда самолет под управлением Васильева поднялся от земли, всё вокруг словно замерло. Несмотря на непродолжительность первого полета в Саратове – всего лишь один круг над ипподромом на высоте двести пятьдесят метров, летчик был удостоен восхищенных взглядом и аплодисментов после удачного приземления.

Читайте также:  Tawazun приобретет у "Вертолетов России" половину КБ "ВР-Технологии"

Слава Васильева не ограничилась одним днем – в последующую неделю он летал от ипподрома до Полтавской площади и даже в соседний город Энгельс на левом берегу Волги. Когда летчик находился над Волгой, поднялся сильный ветер, который, однако, не помешал герою выполнить задуманный маршрут – он покружил над Покровской слободой, вернулся в Саратов, пролетел над улицей Московской и удачно приземлился. Немного позже именно этому полету будут посвящено издание многочисленных открыток, которые сейчас можно увидеть в музеях Саратова и Энгельса.

 

Первые аэродром и авиаклуб в Саратове

Годом позже после славных полетов А. Васильева в город прибыли и другие петербуржцы – студент технического института, авиатор А. Агафонов и его помощник С. Глущенко. Они стали основоположниками авиационной школы и аэроклуба в Саратове. В целях привлечения внимания и сохранения любви к авиации среди жителей Саратова Агафонов и Глущенко устраивали демонстрационные полеты – с пассажирами и без них. Кроме того, был объявлен набор учеников на курсы подготовки пилотов в авиационную школу в Саратове. При этом тренировочным аэродромом был выбран свободный участок вблизи поселка Татищево.

Аэродром и авиаклуб на территории Саратова были официально открыты в 1912 году – на торжественной церемонии присутствовали более двух тысяч зрителей. Территориально первый аэродром находился в районе современной улицы Навашина в городе. В честь открытия аэроклуба вновь были устроены демонстрационные полеты. При этом пассажирами самолетов нередко были известные личности в городе – в том числе и тогдашний владелец табачной фабрики – купец Левкович.

Собравшейся публике на мероприятии, очевидно, не приходилось скучать: горожане могли воспользоваться буфетом и прогуляться по территории аэродрома, на которой уже в то время  можно было увидеть два ангара – для самолетов Блерио и Фарман.

Читайте также:  ХРОНИКА: Ситуация вокруг "Саратовских авиалиний"

Но первый саратовский аэродром просуществовал недолго – только два года, «крылатые» планы многих авиаторов были разрушены войной. Самолеты из ангаров были переданы на нужды авиации Первой мировой войны, а сам авиаклуб прекратил свое существование.

Возрождение авиации

Решение о возобновлении авиации в городе было принято уже по советским стандартам, много лет спустя после войны. Произошло это на заседании президиума местной власти 19 сентября 1931 года, который обозначил одной из повесток дня признание необходимости в авиационной сельскохозяйственной базе в Саратов. При этом на ее создание был выделен всего лишь один год.

Так, все работы нужно было закончить в 1932 году, который и по сей день считается датой появления гражданской авиации в Саратове и основания местного аэропорта.

Интересно, что первоначально аэродром было решено построить далеко за чертой города – близ поселка Дубки, но работы по проекту несколько раз откладывались по непонятным причинам. Таким образом, было решено возродить прежний авиационный клуб, который был известен до недавнего времени как аэропорт «Центральный» в Саратове. Именно в силу безопасности, своего расположения в городской черте и неподготовленности полос к посадке современных авиалайнеров и был закрыт 19 августа 2019 года упомянутый воздушный порт.

Гражданская авиация смогла просуществовать на одном аэродроме с аэроклубом вплоть до начала Великой Отечественной войны. Между тем сразу после объявления о начале военных действий Саратовский аэроклуб перешел под ведомство Военно-воздушных сил СССР. Здесь стали заниматься обучением и подготовкой профессиональных военных летчиков, которые потом защищали наше небо. Героями Советского Союза, многие посмертно, были признаны 26 саратовских летчиков.

 

После Второй мировой и современность

Спустя два года после окончания Второй мировой войны саратовский авиационный клуб стали постепенно восстанавливать. Именно в это время он был вынужден переместиться за пределы города – на аэродром в Дубки. Аэропорт же полностью вместил в себя гражданскую авиацию, значение которой росло год от года.

Читайте также:  Аэропорт Сабуровка

Именно в авиационном клубе в Дубках и прошел свое обучение первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, именем и подвигами которого гордится весь мир, и особенно Саратовская земля. Именно здесь в районе города Энгельса приземлился первопроходец космоса. В честь этого героя и был назван новый саратовский аэропорт в Сабуровке (GSV), который был открыт 20 августа 2019 года.

История авиации в Саратове продолжается, появляются новые ориентиры в отрасли, одними из которых служат деловые перелеты. В частности, их высоко профессионально осуществляет международный авиаброкер Aviav TM (Cofrance SARL).