«Нормандия – Неман»: Саратов в истории французской эскадры

Как известно, французская эскадра «Нормандия – Неман» (фр. Normandie-Niémen ) начала свои миссии на германо-советском фронте 5 апреля 1943 года. После Второй мировой войны множество выставок, книг и документальных фильмов было посвящены франко-русскому «братству вооружений».  В России многие города хранят память об этом.  Региональная организация «Ассоциация друзей Франции» в Саратове (на Волге) уже несколько лет участвует в важном проекте,  который носит название «»Нормандия – Неман» – вечный символ франко-российской дружбы».

Какова роль Саратова в истории авиационного полка? Исследование, проведенное автором проекта Любовью Михайловой, президентом Ассоциации друзей Франции в нашем городе, и другими ее участниками, позволило установить, что несколько русских механиков французской эскадры жили в городе Энгельсе Саратовской области.  И один из главных свидетелей и статистов событий Константин Федоров, который был офицером командования 18-го авиационного полка, напрямую был связан с французскими летчиками. Виталий, сын Константина Федорова, предложил вниманию Ассоциации российских ветеранов архивы проекта, в том числе фотографии, а также письменные воспоминания о «братстве вооружений», контакты, сохранившиеся между ветеранами 18-го полка после войны.  Чуть позже все эти материалы стали частью выставок в музеях во Франции и в России – Саратове.

После того как в 1961 году на экране появился франко-русский фильм «Нормандия – Неман», ветераны военных событий с двух сторон – с русской и французской – встретились в Москве. Таким образом, реальность словно вторит эмоциональным историям Константина Федорова, которые также прослеживают воссоединение пилотов во Франции, прием, предназначенный для русских, их путешествие через Францию.

 

В тяжелых условиях войны

Известно, что пилоты франко-русской эскадры выполнили свои задания на постах управления на самолетах  Як-1 и Як-3, построенных в Саратове. Авиационный завод в Саратове сегодня закрыт, но на его территории находится музей, в котором есть стенд, посвященный авиаполку «Нормандия – Неман».

Читайте также:  ХРОНИКА: Ситуация вокруг "Саратовских авиалиний"

После войны ветераны поддерживали отношения с производителями этих самолетов.  Французские летчики даже прислали один из своих альбомов с фотографиями и газетными статьями в Россию.  Конечно, у наших ветеранов было больше возможностей познакомиться с теми, кто работал на заводе во время войны, и это были в основном женщины и даже подростки.  Боевые действия не зашли так далеко, Саратов находился в тылу, но когда гитлеровцы осознали угрозу, которую представляет местный авиационный завод, немецкие войска начали бомбить его, разрушив почти 80% зданий на его территории.

Однако работы по строительству новых самолетов продолжались и на открытом воздухе, и даже зимой. «Мы продолжали строить самолеты при любых условиях», – вспоминает один из ветеранов. Впоследствии одномоторные самолеты-истребители строились и в других городах, расположенных ближе к фронту. Но примечательно то, что самолеты, сделанные именно в Саратове, были первыми, на которых летали французы.

В последние годы, в дни операции «Нормандия – Неман», существует прекрасная традиция – школьники  знакомятся с фотовыставкой «Дни памяти Анри Фуко», изучают историю авиационного полка и участвуют в региональном конкурсе коллективных мероприятий в рамках проекта.

«Еще в 2010 году мы планировали организовать музей фотографий трех полков «Нормандия – Неман» для жителей Саратова.  У нас уже есть достаточно материалов, чтобы проследить историю полка во время Второй мировой войны, а также историю послевоенных лет в российских и французских авиационных полках», – делилась Любовь Михайлова, президент Саратовской региональной общественной организации «Ассоциации друзей Франции».

 

Память потомков

Президент ассоциации Л.М. Михайлова добавила: «Наш проект не мог бы начаться и осуществляться без активной помощи двух стран – России и Франции. С самого начала мы получили поддержку от членов Мемориала «Нормандия – Неман» в городе Лез-Андели (фр. Les Andelys). Глава музея в этом городе Андре Бауманн предоставил нам вещи из своего личного архива. Все свое свободное время он посвятил укреплению дружеских отношений между Францией и Россией. Андре также посетил город Саратов, чтобы познакомиться с ветеранами и молодежью.

Читайте также:  В Иркутске собрали фюзеляж МС-21 для испытаний самолета с двигателями ПД-14

Позже наш проект нашел новых верных друзей – Ассоциацию российских ветеранов авиационного полка «Нормандия – Неман» под председательством Анатолия Фетисова, полковника гвардии, почетного военного летчика России, бывшего командира российского нормандского полка «Неман», а также француза Рене Баркиса, почетного президента Ассоциации пилотов эскадрильи, работающего в Москве.

Во Франции также есть наш другой друг Франсуа Колино, президент Французской ассоциации сувенирных изделий департамента Ньевр. В прошлом году он организовал дни памяти Генри Фуко, пилота авиаполка «Нормандия – Неман». «Мы были счастливы быть среди приглашенных гостей во Франции. Там мы представили наш проект «Грани патриотизма.  Саратов в истории Нормандско-Неманского авиационного полка». По возвращении в родной город на Волге мы смогли поделиться с местными жителями незабываемыми впечатлениями от событий, которые были великолепно организованны во время дней памяти. Благодаря передвижной фотовыставке мы могли наблюдать, как непосредственно в Саратове французы отдавали дань уважения героизму своих соотечественников».